Инновационная деятельность

Мы пели песни, в мелодиях которых
звучали все звуки природы – бегущей
воды, вздохи ветров и призывные крики
животных. Пусть эти песни выучат
наши дети, чтобы и они могли любить
природу так, как ее любим мы.

Большой Костровый Совет индейцев

В Школе № 2126 «Перово» работа в области экологического образования и воспитания началась с 1986 года. У истоков экологической деятельности стояли Октябрина Абрамовна Евнина – директор школы № 422, Заслуженный учитель школ РФ; Маргарита Михайловна Александрова – учитель химии, Народный учитель СССР, учитель-исследователь.

Работы по экологическому образованию и воспитанию велись в старом корпусе школы 422. Условия были трудные, не было специальных помещений, но благодаря сотрудничеству с очень интересными людьми и их помощи удалось сделать многое.

Был создан КЭРНОО – клуб экологического развития «Ноосфера». Основная цель клуба - изучение закономерностей развития природы, личности и общества.

Занятия школьников в КЭРНОО начались с 1988 года в Главном корпусе МГУ. Идею создания филиала КЭРНОО в школе принес Александр Иванович Маркин – старший преподаватель географического факультета МГУ, создатель нашего зимнего сада, учитель географии. Основная задача Клуба экологического развития «Ноосфера» в нашей школе - объединить в одну организацию учащихся школы, занимающихся экологической научно-исследовательской работой; студентов вузов, окончивших нашу школу; специалистов и научных сотрудников ведущих вузов Москвы и особо охраняемых природных территорий. Это позволит осуществлять преемственность в научной деятельности, развить интерес к научной работе, содействовать профориентации школьников.

В настоящее время в зимнем саду школы под руководством Н.В. Кожевниковой – учителя биологии и географии – дети изучают основы биологии и экологии, учатся ухаживать за обитателями живого уголка.

В 2014 году была создана ШАЕН (Школьная академия естественных наук) «Ноосфера». Цель академии: развитие у школьников интереса в области естественных наук и вовлечение их в экспериментальную исследовательскую деятельность. Инициаторами создания академии выступили учитель физики Р.Н. Рамазанов, учитель химии И.М. Ладенкова и учитель экологии Л.А. Герасина. На занятиях академии для 7-9 классов экспериментально изучаются проблемы из области естественнонаучного цикла.

Благодаря сотрудничеству с Н.Е. Кручининой в школе была создана лаборатория школьного экологического мониторинга. В настоящее время при её поддержке для наших учащихся всегда открыты двери лабораторий РХТУ им. Д.И. Менделеева, в школе читают лекции ведущие специалисты кафедры инженерной экологии данного университета.

Сотрудничество с НИУ МЭИ в лице доцента кафедры инженерной экологии и охраны труда, кандидата технических наук Василия Васильевича Скибенко привело к появлению в школе автоматического метеопоста. В.В. Скибенко ведёт в школе курс инженерной экологии для 10 классов.

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» преподает Л.А. Герасина – выпускница нашей школы и инженерно-экологического факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Людмила Анатольевна и Василий Васильевич ведут с учениками активную научно-исследовательскую деятельность в области экологического мониторинга на базе особо охраняемых природных территориях города Москвы и РФ.

Под руководством опытных специалистов выполнено и реализовывается ряд социально - значимых проектов в области экологического мониторинга Измайловского, Кусковского, Битцевского парков города Москвы, Сочинского национального парка (НП), НП «Смоленское Поозерье», Тебердинского и Кабардино-Балкарского заповедников. В настоящее время подписан договор с Сочинским национальным парком о совместном сотрудничестве в области экологического просвещения. К выполнению научно-исследовательских работ подключились учащиеся ШАЕН «Ноосфера».

Лучшие научно-исследовательские проекты ежегодно становятся призерами на конференциях различного уровня.

Ученики нашей школы с 2004 года ежегодно проходят обучение в детских экологических экспедициях, где изучают различные экологические дисциплины, выполняют научно-исследовательские работы, участвуют в конференциях, полевых практиках, активно занимаются туристической деятельностью. Все это благодаря сотрудничеству с Фондом экологического туризма «Дерсу Узала» в лице Л.А. Герасиной. Весомую помощь в этом оказывают учитель физкультуры А.Г. Бурин и учитель биологии и географии Н.В. Кожевникова. Учащиеся нашей школы побывали в национальном парке (НП) «Смоленское Поозерье», Сочинском НП, Тебердинском и Кабардино-Балкарском заповедниках, Кенозерском НП, НП «Мещера» и т.д. Это уникальный опыт обучения в природных условиях.

В настоящее время выращены выпускники, которые в виде отдыха выбирают экологический туризм. Летом формируются группы выпускников, которые вместе с Л.А. Герасиной проходят маршруты по заповедникам и нацпаркам Европейской части РФ. Р.Н. Рамазанов и М.В. Мельникова – учителя нашей школы, когда-то, будучи учениками нашего образовательного учреждения, они участвовали в программа Фонда экотуризма «Дерсу Узала», сейчас активно подключаются в экспедиционную деятельность школы, ведя в мир природы уже своих учеников. Экотуризм – это познавательная активная деятельность, где ученики и учителя знакомятся с интересными и умными людьми, расширяя свое мировоззрение.

С 2014 года наше образовательное учреждение подключилось к программам Фонда «Дерсу Узала» на базе Звенигородской биологической станции МГУ им. С.Н. Скадовского. Под руководством учителей нашей школы и педагогов биостанции школьники проходят обучение по естественнонаучном дисциплинам. В результате этой деятельности формируется база знаний, приобретенных в рамках проекта «Урок не за партой».

Большой блок по формированию экологических знаний, культуры выполняется под руководством учителей начальной школы. В рамках дополнительного образования дети с учителями и со своими родителями выполняют проектные работы по расширению знаний в естественных науках. Большое место уделяется и этноэкологии.

Этноэкология – это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. Ученики нашей школы всегда имеют возможность посетить «Музей кочевой культуры», директор которого Куксин Константин – этнограф, путешественник, писатель, член Географического общества РФ.

В лице С.Б. Косыревой – директора нашего музея «Школьные годы» школа сотрудничает с усадьбой Кусково, где ученики начальной и средней школы изучают культурное и природной наследие Кусковского парка г. Москвы.

В.А. Кац ведёт работу по изучению истории Измайловского лесопарка и культурного наследия города Москвы. Под руководством Валентины Андреевны был снят и смонтирован фильм «Хранители Измайловского парка» по заказу Спецлесхоза «Исторический» г. Москвы, который используется в образовательных целях в центре экопросвещения ГПБУ «Мосприрода». В.А. Кац и Л.А. Герасина разработали образовательную программу «Эко-корабль – планета Земля» при поддержке Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Программа - победитель ряда педагогических конкурсов, активно используется в образовательных целях во время экологических экспедиций и полевых практик нашей школы.

Е.Н. Дорожкина и Е.П. Миц – учителя технологии и дизайнер И.В. Дарда ведут проекты по рациональному использованию материалов из ткани, бумаги, различных упаковок. Создаются уникальные изделия с использованием лоскутных техник. Е.В. Морозов в своей мастерской с учениками осваивает экотехнологии по созданию скворечников и кормушек для птиц.

Каждый год в стенах школы проходит экологический фестиваль детского предметного творчества «Радуга». Автор фестиваля – О.А. Евнина. Основная его цель – это взаимодействие учеников и учителей, развитие экологической культуры и толерантности.

В 2007 году школа № 422 стала лауреатом премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды. На открытии экологической тропы в Серебряном бору мэр Москвы Ю.М. Лужков вручил педагогическому коллективу школы почетный диплом за значительный вклад в дело охраны окружающей среды города Москвы. В 2011 году школа получила Грант Москвы в области образования по теме: «Экологическое образование как система профориентации учащихся». Это стало высокой оценкой многолетней упорной работы всего коллектива школы – и педагогов, и учащихся. В результате этого работа в области экологического образования в рамках устойчивого развития не закончилась, а приобрела новый стимул в реализации этой модели.

Удалось построить взаимовыгодные отношения с рядом заинтересованных организаций:

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева
  • НИУ МЭИ
  • Управа Перово
  • Клуб экологического развития «Ноосфера» географического факультета МГУ
  • ГПБУ «Мосприрода»
  • Битцевский лесопарк
  • Центр экономии ресурсов
  • Сочинский национальный парк
  • Национальный парк «Смоленское Поозерье»
  • Тебердинский заповедник
  • Кабардино-Балкарский заповедник в лице альплагеря «Безенги»
  • Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала»
  • Тaratrade

С уже существующими направлениями появились новые сферы развития:

  • преемственность в области экологического образования на ступенях детский сад, начальная школа, средняя и старшая школы, профориентированный выпускник,
  • активно ведется работа по системе саморазвития «Учитель-ученик-родитель»,
  • апробирован и реализуется проект по ресурсосбережению, сбору макулатуры, пластика, батареек, ветоши,
  • благодаря школьному совету реализуются благотворительные программы для детских домов и приютов для бездомных животных,
  • уделяется время для реализации проектов по здоровому образу жизни и пропаганды экотранспорта,
  • появилось новое направление уроков «Метро глазами геолога» под руководством Рамазанова Р.Н.

Наша школа эффективно продолжает концепцию экологического образования в интересах устойчивого развития общества, с которой Вы можете познакомиться в программе развития школы. Отзывы об инновационной работе школы смотрите в разделе СМИ о нас.

"Концепция устойчивого развития не требует от людей, живущих сегодня на Земле отказаться от всех благ цивилизации. Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня. Решить эту нелёгкую задачу предстоит сегодняшнему поколению школьников, обладающих высоким творческим потенциалом, знаниями из различных областей наук, способных выявлять экологические проблемы, находить эффективные пути их решения в интересах устойчивого развития..."

Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор,
академик Российской Академии образования,
инициатор внедрения экологического образования в РФ,
научный руководитель экологического образования нашей школы до 2014 года.

06.12.16
В первом рейтинге зелёных школ 2016 из 250 школ Москвы и России наша школа набрала три звезды, т.е. более 90% от школы-победителя.

Подробнее...
подробнее
обновлено: 06 декабря 2016