Концепция воспитательной системы на 2012-2016

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Концепция воспитательной системы школы разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в школе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. Концепция воспитательной системы школы строится исходя из Концепции воспитания Новиковой Л.И., Мальковой Л.И., где воспитание рассматривается как рациональное управление процессом развития растущего человека, как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Основные позиции развития воспитательной системы школы определяются с учетом построения развивающейся образовательной системы, обеспечивающей, с одной стороны, реализацию федерального стандарта образования, программу "Столичное образование", а с другой – создание условий для развития ребенка, его самореализации, самосовершенствования. Развитие воспитательной системы реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой, принятой в Российской Федерации

I. Цели и задачи воспитательной системы

В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров социально активной личности.

1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.

3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.

4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Таким образом, методической целью разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».

Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».

Указанная цель требует решения ряда задач:

- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования;

- развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;

- совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательном учреждении;

- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;

- развитие форм и механизмов системы самоуправления,

-совершенствование работы с учащимися из группы риска и их родителями;

-создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;

- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

Реализация целей и задач воспитательной системы школы формирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.

Основными воспитательными ценностями являются:

Понятия и ценности семьи, Отечества, духовности, культуры, здорового образа жизни, достоинства человека, взаимоотношений людей, мирного сосуществования народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; толерантности.

В системе целей воспитания основное место занимает образ выпускника школы.

Он включает в себя следующие качества личности:

​ гуманизм, сориентированность на общечеловеческие, нравственные ценности: свободу, достоинство, честь, совесть;

​ трудолюбие, доброта, милосердие;

​ развитый интеллект;

​ высокий уровень самосознания, способность к самоопределению:

​ способность к самостоятельности, творчеству:

​ высокий уровень общей культуры, интеллигентность;

​ социальная ответственность;

​ гармония индивидуального и социального, личного и общественного.

Деятельность по реализации цели и задач концепции воспитательной системы школы строится исходя из следующих принципов личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению:

​ Принцип самоактуализации

​ Принцип индивидуализации

​ Принцип субъектности

​ Принцип выбора

​ Принцип творчества и успеха

​ Принцип доверия и поддержки.

II. Единый воспитательный коллектив школы.

Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса /учителя, воспитатели, школьный психолог, социальный педагог, руководители кружков и секций дополнительного образования, родители / способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.

III. Приоритетные и системообразующие виды деятельности.

Традиции, созданные в школе, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу. В своем развитии воспитательная система школы основывается на :

​ пропаганде здорового образа жизни и оздоровлении ребенка;

​ взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом;

​ сложившемся опыте организации коллективно-творческой деятельности и системе средств включения ребенка в процесс познавательной деятельности, творчества и самоорганизации;

​ организации и функционировании творческих лабораторий, кружков и секций, как системе дополнительного образования, дающей ребенку право выбора деятельности в соответствии с потребностями и интересами;

​ создании и реализации образовательных программ, способствующих самопознанию, самореализации ребенка;

​ использовании возможностей социокультурной среды микрорайона, города; взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, творческими союзами, образовательными центрами для обмена информацией, опытом работы и создания научной, методической, кадровой и материально-технической базы для развития воспитательной системы школы.

В содержании воспитательной системы создаются условия для разнообразной и полноценной деятельности учащихся, в основе которой лежит компетентностно -ориентированный подход. Исходя из своеобразия и традиций школы, коллектив стремится к организации и органическому сочетанию видов деятельности /спортивный, трудовой, познавательный, досуговой / с различными формами деятельности, создавая образовательное пространство для обучающихся, в котором ребенок может свободно передвигаться, развиваясь и реализуя себя. Из многообразия видов деятельности в настоящее время как системообразующий развивается познавательный вид деятельности. Он вбирает в себя различные формы воспитательной работы, включая в воспитательный процесс направления других видов деятельности, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.

Формы организации воспитательной работы в школе:

1. Коллективные творческие дела школы:

​ Праздник «День Знаний»

​ День учителя

​ Предметно-экологический Фестиваль «Радуга»

​ Литературные гостиные

​ Военно-спортивная игра «Зарница»

​ Смотр строя и песни

​ Фестиваль патриотической песни

​ Масленица

​ День Земли

​ Дни науки

​ День Победы

​ Последний звонок

​ Выпускной бал

2. Воспитание в процессе обучения.

Связь урочной и внеурочной воспитывающей деятельности выражается в:

​ использовании воспитательного потенциала образовательных программ, реализуемых в школе;

​ организации деятельности элективных курсов;

​ уроков по выбору, проектной деятельности по учебным предметам;

​ привлечении ученического актива к разработке вопросов, связанных с темами учебных программ;

​ проведении предметных недель, декад;

​ организации и проведении конференций, литературных гостиных, «математических боев»;

​ посещении обучающимися театров, кинотеатров, филармонии, выставочных залов, музеев;

​ организация экскурсий по историческим и культурным местам России.

3. Классные коллективы участвуют в реализации программ школы «Семья», «Я – гражданин России», «Здоровье», «Я и другие», «Ученическое самоуправление», «Одаренные дети», предусматривающих просветительскую деятельность для обучающихся по формированию социально-нравственных, культурно-духовных норм и ценностей.

4. Организация деятельности кружков и секций дополнительного образования обучающихся выстраивается на основе интересов и свободном выборе. Работа кружков и секций дополнительного образования осуществляется по следующим направленностям:

​ культурологической;

​ научно-технической;

​ художественно-эстетической;

​ естественно -научной;

​ физкультурно-спортивной;

​ туристско-краеведческой.

5. Классные воспитательные мероприятия планируются и проводятся в соответствии с задачами развития классного коллектива, в форме интеллектуальных игр и встреч, конкурсов, вечеров, встреч в кругу друзей, походов, экскурсий, классных часов.

В данных видах и формах деятельности принимают участие обучающиеся 5-9, 10-11 классов, преподаватели школы, родители. Через коллективные творческие дела, систему дополнительного образования, участие в программах, уроках и внеурочных мероприятиях школы, осуществляется создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в школе для воспитания учащихся. Для отслеживания результатов воспитания используется методика измерения уровня воспитанности обучающихся (5,8,10 классы), диагностики развития воспитательной системы школы (5-9, 10-11 классы).

IV. Отношения между субъектами воспитательной системы.

Главной ценностью в процессе всех предлагаемых видов деятельности единый воспитательный коллектив видит отношения, складывающиеся между всеми субъектами воспитательной системы.

Наиболее значимые:

​ Сотрудничество в поиске, принятии и осуществлении идей, видов деятельности и управлении;

​ Сотворчество во всех проявлениях жизни коллектива. Открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьями обучающихся, участием родительской общественности в процессе воспитания;

​ Создание атмосферы комфорта для всех участников образовательного процесса;

​ Ответственность перед личностью и коллективом за принятые решения и проводимую деятельность;

​ Доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления.

V. Управление и самоуправление в воспитательной системе.

Управление воспитательной системой школы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В соответствии с основными целями и задачами развития воспитательной системы созданаструктура управления воспитательным процессом:

I уровень структуры управления (стратегическое управление):

Высшим коллективным органом управления воспитательной системой школы является конференция (учителей, родителей, общественности), которая проводится один раз в год, принимая важнейшие решения по различным направлениям развития.

В период между конференциями в роли органа управления выступают Совет школы (представители педагогического коллектива, учащихся и родителей), Управляющий совет, которые решают вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривают проблемы, несут коллективную ответственность за принятые решения.

II уровень структуры управления воспитательной системой школы (тактическое управление) – уровень административного управления.

Администрация школы руководит реализацией программ, проводит анализ результатов воспитательного процесса школы, способствует профессиональному росту педагогических кадров, реализует сотрудничество с другими социальными институтами по вопросам воспитания; координирует деятельность методических объединений классных руководителей и педагогов дополнительного образования, школы молодого классного руководителя; на принципах соуправления координирует деятельность органов ученического самоуправления.

III уровень организационной структуры управления (уровень оперативного управления).

​ Методическое объединение классных руководителей 5-11 классов;

​ Методическое объединение педагогов дополнительного образования;

​ Творческие группы педагогов, решающие определенные воспитательные проблемы;

​ Социально-психологическая служба школы .

МО ведут методическую работу по разработке и реализации программы развития воспитательной системы школы, создание и апробация информационно - методических материалов по вопросам воспитания, организуют внеклассную деятельность учащихся в классных коллективах, проводят анализ результатов воспитательного процесса в классных коллективах и системе дополнительного образования школы.

Психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется социально - психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания. Вопросы деятельности методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования заслушиваются на заседаниях педагогических советов, административном совете школы.

IV уровень организационной структуры (уровень учащихся).

Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется через организацию работы ученического парламент, совета старост 5-8, 9-11 классов. В классных коллективах действуют активы классов. Деятельность ученического самоуправления отражается на сайте школы.

VI. Формирование воспитывающей среды.

В формировании и развитии воспитательной системы школы активно используются возможности социокультурной среды округа, города.

Сотрудничество осуществляется с:

​ Департаментом образования города Москвы

​ Управой района «Перово»

​ Муниципалитетом Перово

​ С образовательными учреждениями (лицей № 1502, РХТУ имени Д.И.Мендлеева, Московский энергетический институт, Московская финансов-промышленная академия, профессионально-техническими училищами).

​ С учреждениями дополнительного образования (Дворцы творчества, эколого-биологические центры - Измайловский лесопарк, Перовский парк, парк «Лосиный остров»).

​ Культурно-просветительскими учреждениями (библиотеки района № 127, № 124, театры, кинотеатры, Московская государственная академическая филармония).

​ Спортивными учреждениями города.

​ Учреждениями здравоохранения (детская поликлиника № 31 района Перово, Московский институт гигиены).

​ Социальными учреждениями: организация «Дети улиц».

​ Общественными организациями и клубами (Совет ветеранов района и завода МЛРЗ, молодежная общественная организация «Цивилизация юных», центр подготовки космонавтов — Звездный городок).

​ Правоохранительными органами Министерства внутренних дел (ОДН района Перово, инспекция по делам несовершеннолетних, ГИБДД)

​ Туристической фирмой ООО «ВОЯЖ», с Мосгортранс.

​ СМИ района и округа города Москвы.

VII. Результативность воспитательной системы.

В соответствии с целями и задачами сформулированы основные критерии оценки эффективности развития воспитательной системы:

​ развитость личности ребенка;

​ актуальность и реализм (соответствие условиям и возможностям школы);

​ создание условий, благоприятных для личностного развития всех обучающихся и каждой индивидуальности;

​ упорядочение жизнедеятельности группы, класса, школы; формирование коллективов;

​ удовлетворенность всех субъектов воспитательной системы процессом и результатами воспитательной деятельности;

​ создание психолого-педагогических условий для становления и развития системы.

Исходя из наличия III периодов развития воспитательной системы, опыта, накопленного в воспитательной работе коллективом школы, возможно сделать вывод, что воспитательная система школы находится на II этапе развития.

Его характеризует:

​ Формирование в едином воспитательном коллективе «духа школы»;

​ Деятельность различных коллективов школы отличается скоординированностью, стремлением к достижению единых целей;

​ Закрепляются традиции, созданные в школе;

​ Существует коллектив единомышленников в едином воспитательном коллективе школы;

​ Расширены возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся, через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования;

​ Совершенствуется деятельность органов самоуправления и соуправления;

​ Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

​ Развивается социально-психологическая служба и действует социально-психологическое сопровождение ребенка в школе;

​ Идет дальнейший отбор новых технологий и методик воспитательных действий;

​ Ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе;

​ Ведется отслеживание результатов (диагностики) воспитания личности, развития воспитательной системы.

Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектоввоспитания:

- личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных москвичей; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;

- социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:

- динамику усвоения учащимися основных социальных норм;

- динамику развития позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

- динамику накопления учащимися опыта самостоятельного социально значимого действия.

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,

- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,

- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,

- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.

Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:

- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,

- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,

- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,

- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.