Анализ воспитательной работы школы за 2014–2015 учебный год

Вся воспитательная деятельность школы строится в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» ( декабрь 2012 года )

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

- Указами Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

- Государственной программой города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование -6»).

- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 уч.годы

- Концепцией развития воспитания в городе Москве

- Концепцией воспитательной системы школы

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Главная цель – является создание условий для развития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной сделать нравственный выбор, нести за него ответственность, найти свое место в социуме. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить Человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, саморегуляции и самореализации, помочь молодому человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Полноценная реализация этой цели возможна при соблюдении ряда принципов:

- Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

- Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

- Принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Москвы, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни мегаполиса.

- Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

- Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.

Воспитательные задачи на 2014/2015 учебный год ставились с учётом требований нового

ФГОС, отличительной чертой которых является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с понимаем развития личности как цели и смысла образования, и формирование социальных и личностных компетенций в целостном процессе обучения и воспитания в школе в результате компетентностного и деятельностного подхода в реализации УВП. В соответствии с методической темой школы воспитательная работа была направлена на формирование у школьников ключевых социальных компетенций, сформулированы следующие задачи:

ü Воспитание гражданско-патриотических качеств - умения ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества;

ü Формирование положительного отношения к учебному труду, занятиям, науке посредством вовлечения в интеллектуально-познавательную деятельность на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

ü Содействие развитию самостоятельности, инициативы, ответственности, умения работать в коллективе, развитие ученического самоуправления;

ü Привлечение детей к участию в экскурсионно-краеведческой работе, вовлечение учащихся в различные виды творческой деятельности;

ü Развитие и совершенствование навыков по формированию здорового образа жизни и

негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.

ü Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации

программы развития.

ü Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди

несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально

привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций

ü Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями

Приоритетные направления воспитательной работы школы:

-поддержание, укрепление и формирование традиций школы;

-развитие системы соуправления школой;

-гражданско-патриотическое;

-духовно - нравственное;

-спортивно-оздоровительное;

-экологическое воспитание;

-трудовая деятельность;

-работа с ребятами из «группы риска»;

-работа с родителями.

Для решения поставленных задач в ГБОУ СОШ №422 был разработан план воспитательной работы на 2014/2015 учебный год, направленный на создание условий для реализации участия в воспитательном процессе всех членов педагогического коллектива, педагогов дополнительного образования, родителей. При разработке плана воспитательной работы учитывались данные диагностики и анализа успешности воспитывающей деятельности за предыдущий период. К участию в разработке плана воспитательной деятельности привлекались наиболее заинтересованные педагоги и учащиеся.

.

В школе много лет существует МО классных руководителей. В этом году оно работало над проблемой «Совершенствование воспитательной школы в условиях перехода к новым ФГОС». Тема стала логическим продолжением педагогического совета, который прошел в школе в марте 2014 года.

Были поставлены следующие задачи:

1. Разработка практических рекомендаций по организации и проведению коллективно-творческих дел .

2. Разработка и проведение мероприятий на базе школьного музея и музеев Москвы

3. Совершенствование работы классных руководителей по организации внеурочной работы с учащимися.

4. Совершенствование методов и форм совместной деятельности классных руководителей и родительской общественности

В соответствии с планом работы школы в марте 2015 г. состоялся педагогический совет «Мониторинг воспитательной работы в школе ». На педсовете был заслушан доклад заместителя директора по воспитательной работе Московской Е.А. целях, методах проведения мониторинга воспитательной работы в школе, а также в ходе практической части педсовета классными руководителями начальной школы был дан анализ воспитательной работы в 1, 3-х классах в текущем учебном году. Важной часть работы педсовета стало выступление Авиловой И.М., которая проанализировала как ведется в школе работа с «трудными детьми».

В своей воспитательной деятельности классные руководители стремятся:

- реализовывать деятельностный подход в организации разнообразной, творческой, личностно и общественно-значимой деятельности детей;

- создавать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе детей

- создавать условия для самоутверждения и самовыражения каждого ученика

- создание в классе своих традиций;

- личностно-ориентированный подход в воспитательной работе на основе диагностики

развития личности;

- создание условий партнерства и сотрудничества с родителями, создание единых взглядов на воспитание;

- создание здоровьесберегающих условий и формирование у учащихся позитивного отношения к своему здоровью.

Всего в школе 39 классных руководителя, из них 18 – в начальной школе, 21 – в старшей и средней школе.

Задачи на следующий учебный год:

· Совершенствование деятельности классных руководителей; продолжение работы по формированию и развитию детских классных коллективов

  • Развивать профориентационное направление в воспитательной работе
  • Усилить внимание к гражданско-патриотическому направлению воспитательной работы
  • Развивать творческую активность детей, привлекая их к участию в делах школы и класса

Анализ работы по основным направлениям деятельности.

  1. ТРАДИЦИОННОЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ДЕЛА.

Основные дела, проводимые в школе в течение года – это традиционные праздники знакомые и ученикам, и родителям, и учителям. Поддержка традиций – основа школьной жизни.. К таким делам у нас относятся: День знаний, День учителя, Вечер встречи выпускников, ежегодный Фестиваль предметного экологического творчества, Праздник Успеха, Праздник Последнего звонка и Выпускной бал.

В своей работе мы стараемся в хорошо известные праздники внести что-то новое. Изменяется схема проведения, применяются новые технологии. Ко Дню учителя в школе прошли мастер-классы по созданию икэбаны, видеоотчет о которых стал поздравительной открыткой для учителей. В концерте принимают участие ученики разных классов.

2014 год – год 50-летия школы. К юбилею школа готовилась несколько месяцев. Финальный праздник состоялся в октябре 2014 года. Яркое представление, подготовленное учителями и учениками отразило страницы истории школы, стало красочным действом, которое не оставило никого равнодушным.

Одним из самых ярких традиционных коллективно – творческих дел в этом учебном году стал школьный Фестиваль предметного экологического творчества. 12 фестиваль проходил с 16 по 20 марта 2015 года. В его подготовке участвовали учителя, дети, родители, и каждый день Фестиваля стал ярким праздником.

1 день – Открытие Фестиваля.

Оно прошло в виде красочного шоу, на котором были представлены дни Фестиваля. Были розданы маршрутные листы классам, по которым они могли ориентироваться и принимать участие в фестивальных событиях..

2 день – День Спорта.

В этот день в школе работали разнообразные спортивные площадки, где проходили состязания. Организаторы дня стремились познакомить ребят с народными играми разных стран.

3 день – День 70-летия Победы.

Он был связан с подготовкой школы в этой знаменательной для всей страны дате.

Для 5-9 классов прошли конкурсы – презентации своего проекта «Спасибо деду за Победу». Каждый класс представлял историю своего героя – «деда» или «прадеда» одного из учеников. Это позволило почувствовать личную значимость далеких событий, оказало на учащихся глубокое эмоциональное воздействие.

Также был проведен конкурс военной песни и танца, в котором участвовали все школы. Конкурс стал отбором номеров для праздничного концерта 9 мая.

4 день – День Науки

В этот день учащиеся школы могли обсудить важнейшие научные вопросы и проблемы современности, поучаствовать в предметных играх и конкурсах. Ребята начальных классов могли сделать первые шаги в науку, познакомившись в занимательной форме с физическими и химическими процессами и явлениями. Для учащихся 8-11 классов прошла естественно – практическая конференция по этноэкологии с приглашением учащихся других школ.

5 день – День самоуправления. Закрытие Фестиваля.

В этот день ученики – старшеклассники стали учителями, проведи уроки в 5-7 классах по всем предметам школьной программы. Это стало для них серьезным испытанием, с которым они успешно справились. Организатором дня стал Школьный совет самоуправления.

Закрытие Фестиваля стало подведением итогов этого праздника, награждением его активных участников и одновременно красивым шоу. Фестивальная традиция в школе будет продолжен а в следующем учебном году.

Итоги учебного года среди учащихся 5-8 классов подводит Праздник Успеха. Награждение лучших учеников и активистов школы всегда торжественно и приятно, стимулирует развитие учебного и творческого потенциала в будущем. Праздник проводится в школе второй раз в форме концерта – поздравления.

Для 9 и 11 –классников, которые завершают свое обучение в школе подведением итогов становятся Праздник Последнего Звонка и Выпускной вечер.

2. ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В школе всегда уделялось и уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию, изучению истории Родины и ее традиций. Задачей школы является формирование у школьников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее. В этом направлении используются различные формы работы: проводятся тематические классные часы, учащиеся посещают музеи Москвы и Подмосковья: Музей ВС, Центральный музей ВОВ, музей «Панорама «Бородинская битва», мемориальный комплекс «Снегири – Ленино», музей ВВС в Монино, музей «Отечественной войны 1812 года», Исторический музей, Музей истории современной России и др.

В 2014-2015 учебном году это направление стало приоритетным: страна и весь мир отмечали несколько значимых памятных дат для всего человечества. В школе были разработаны и проведены

С сентябре 2014 г. прошли мероприятия, посвященные 100-летию начала Первой мировой войны. Они были подготовлены методическим объединением учителей общественных наук с учетом возрастных особенностей детей: для 5-8 классов – тематический инсценированный «Исторический журнал»; для 9-11 классов – конкурс стихов поэтов – участников Первой мировой, а также просмотр исторического фильма о войне.

27 января 2015 года прошел Урок Памяти, посвященный 70-летию освобождения концлагеря Освенцим. Его подготовили учителя истории и литературы. Он стал началом большого патриотического мероприятия, которое получило название Фестиваль «Наша Победа». Концепция фестиваля была создана творческой группой, куда вошли учителя, руководитель школьного музея, библиотекарь, администрация. Цель фестиваля «Наша Победа» :

* воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому страны, воинским традициям;
• способствовать развитию интереса к изучению истории Родины;
• на примере жизни выдающихся исторических личностей, героев и участников войны показывать образцы честности и благородства духа, самоотречения и готовности к самопожертвованию;
• формировать опыт и культуру гражданского поведения, социальной активности.

Время проведения 27января – 9 мая 2015 года.

Частью фестиваля стали как традиционные патриотические мероприятия, так и новые. Традиционные мероприятия прошли ко Дню защитника Отечества :

- военно-спортивной игры «Зарница» для 8-9 классов

- смотра строя и песни для 5-6-7 классов

- День призывника для 10-11 классов.

Новыми мероприятиями стали:

1)подготовка проектов «Спасибо деду за Победу!». Ученики 5-9 классов представили историю своей семьи, рассказывали о своих родственниках – участниках войны. Подготовка проектов проходила при участии школьного музея.

2)Вахта Памяти – возложение цветов к памятникам и мемориалам в Москве, посвященным героям и событиям Великой Отечественной войны.

3)Конкурс плакатов «Прочти книгу о войне», подготовленный и проведенный библиотекой школы и школьным советом.

.

Традиционный концерт к 9 мая стал праздником для все школы. На нкм были подведены итоги фестиваля «Наша Победа», награждены его активные участники. На концерт были приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны. Этот праздник объединяет всех - учащихся, педагогов, родителей; никто не остался безучастным, равнодушным.

Каждый год ребята нашей школы принимают участие в митинге, посвященному Дню Победы и возлагают цветы к памятнику погибших воинов у Московского Локомотивно–ремонтного завода. Для учащихся 5 – классов были проведены классные часы в заводском музее.

Также старшеклассники нашей школы ежегодно участвуют в исторических чтениях «Защитники Отечества», посвященных важным событиям истории, которые проводятся в лицее №1502. Темой исторических чтений в этом году стало 70-летие Великой Победы.. Нашу школу представляла ученица 8 класса, которая получила поощрительный диплом. Она же выступила со своей работой на городском конкурсе Работа получила диплом I степени.

Развитие гражданско-патриотического направления воспитательной работы было связано с предметными юбилейными датами. Ученики школы познакомились с судьбой наших известных соотечественников. Эти уроки в рамках учебной и внеучебной работы прошли с большим успехом, получили со стороны и учащихся, и учителей положительную оценку, поэтому в следующем году данная форма работы получит свое продолжение.

Самостоятельным центром патриотической работы в школе стал музей «Школьные годы», Музей ведет большую поисково-исследовательскую работу, готовит проекты, которые связаны с историей школы, нашего района «Перово», с жизнью интересных людей, чья судьба – часть жизни и истории Перово и нашей страны. Здесь проходят встречи с ветеранами, проводятся открытые уроки, посвященные памяти перовчан, погибших в годы ВОВ. Работа музея получила высокую оценку, музей стал лауреатом нескольких конкурсов.

Школа стремиться принимать участие в военно- патриотической работе района «Перово». Учащиеся школы участвовали в записи песен и стихов к 70-летию Победы, в конкурсе военно- патриотических постановок. Команда школы заняла 2 место в игре «Зарница».

В 2014-2015 учебном году школа стала участником городских акций- неделе правовых знаний «Высокая ответственность!» и неделе по профилактике экстремизма в подростковой среде «Единство многообразия». Оба мероприятия вызвали большой интерес и отклик у детей, а опыт и методические разработки проведения таких акций будет использоваться в дальнейшей работе школы.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В рамках работы над методической темой школы это направление стало одним из ведущих. Ее развитие проходило в различных формах и видах: в рамках предметно-методических недель, в ходе мероприятий, посвященных юбилейным датам 2014-2015 года, в виде экскурсий и лекций, которые посещали и слушали ученики школы, в рамках предметных олимпиад и конкурсов. Результаты познавательной деятельности отражены в итогах олимпиад и других состязаний, в характеристике других направлений воспитательной работы школы, ведь она является составной частью всей человеческой жизнедеятельности, и работы школы в том числе.

Одной из задач познавательного процесса в школе является формирование личности современного ученика, способного не только усваивать знания, но и являющегося активной индивидуальностью. Такая личность интересна социуму, ее способности востребованы обществом. Для выявления в школе таких учеников в феврале 2015 года прошел 3-й конкурс «Ученик года», в котором приняли участие учащиеся 9-11 классов. Темой конкурса стала проблема творческого личного выбора «Мир моих увлечений». Победителем конкурса стала ученица 9 класса «А». Она представляла школу в марте 2015 года на районном конкурсе, который проходил в форме заочного соревнования. К сожалению, она не смогла выйти в финал окружного конкурса.

Коллектив школы считает, что подобные конкурсы поднимают значимость учебного процесса среди учащихся, помогают видеть жизненные ценности и ориентиры, поэтому в следующем учебном году он будет проходить в школе снова.

4. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Духовно – нравственному воспитанию учащихся способствуют различные экскурсионные программы, которые разрабатываются в соответствии со школьным курсом классными руководителями и учителями – предметниками. Вся экскурсионная деятельность делится на два основных направления:

1) Экскурсии, осуществляющие сопровождение учебного процесса и предоставляющие дополнительную информацию к предметам основного образования.

2)Экскурсии, направленные на расширение мировоззрения и эстетическо-культурное развитие. Оно помогает предоставить учащимся дополнительное образование и реализовать те программы, которые ставит перед школой современное общество.

В течение года учащиеся школы посещают различные памятные места и музеи: Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Литературный музей А.С.Пушкина, Зоологический музей, Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных сил России, музей Л.Н.Толстого , музей Н.В.Гоголя, музей А.Н.Островского, музей Ф.М.Достоевского и другие. Хорошей традицией стали многодневные экскурсионные поездки. В этом году учащиеся разных классов школы побывали в Санкт- Петербурге, Костороме, Великом Новгороде.

Воспитание на лучших образцах художественного творчества – одна из традиций нашей школы. Серия мастер-классов в школьном музее позволила учащимся больше узнать о народных традициях и промыслах. Мастер-классы стали составной частью проведения в школе таких традиционных праздников как Дни Осени, Новый год, Масленица. Прикосновение к истокам русской культуры воспитывает не только чувство прекрасного, но и уважение к традициям своего народа. Народные игры и забавы на Масленицу помогают ощутить связь времен и поколений. Празднование Нового проходило в форме интерактивных концертов: праздничные номера сочетались с играми и импровизационных выступлений

В этом году учащиеся школы прослушали цикл литературных концертов Московской филармонии, которые всегда отличает высокий художественный уровень. Лектории проводятся по следующим направлениям:

- классическая литература из учебной программы (для 5-ых классов – одна из программ рассказывает о судьбе поэта Саши Чёрного, читаются его стихи; для 6-ых классов – программа, посвященная произведению А. С. Пушкина «Повести Белкина», выстроена в форме моноспектакля; для 7-ых классов – Максим Горький «Детство», программа позволяет проникнуться дореволюционной эпохой и узнать о тяжёлом детстве сверстников: для 9-ых классов – главы из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» погружают учащихся в атмосферу романа, для 11-ых классов программа о творчестве Марины Цветаевой, показанном через призму биографического подхода литературоведения).

- произведения историко-патриотической направленности (для 5-ых классов – программа «Троянская война и её герои» знакомит с выдержками из классического произведения Гомера «Илиада», дополненными из трудов переводчика Н. Куна, литературоведа М. Гаспарова; для 7-ых классов – концерт «Я говорю с тобой из Ленинграда» о времени блокады; для 8-ых классов – главы из произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек во время ВОВ, для 11-ых – В. Некрасов «В окопах Сталинграда» о подвиге русских воинов во время одного из важнейших сражений ВОВ).

- занимательные произведения для дополнительного чтения и эстетического развития детей (для 6-ых классов – повесть Дж. Бинза «Бастер, ко мне!» о дружбе мальчика и тюленя; для 7-ых классов – произведения Ю. Сотника «Кинохроника» о детстве советских школьников, их интересах, развлечениях, помогает узнать о детстве своих родителей, бабушек и дедушек, для 10-ых – юмористические рассказы о писателях и актёрах начала ХХ века «О, люди искусства!» в произведениях А. П. Чехова, Н. Тэффи, М. Зощенко и А. Вампилова)

На протяжении учебного года ребята встречались с известными и талантливыми актерами, такими как Голышев Юрий Иванович – Заслуженный артист России, Леонтьев Авангард Николаевич – Народный артист России, лауреат государственной премии, Ислентьева Александра Валентиновна – Заслуженная артистка России, Дубов Юрий Львович – Заслуженный артист России и другие артисты Московской государственной академической филармонии: Кокорин Иван Анатольевич, Демидова Елена Сергеевна, Боголюбская Анна Александровна, Чувилина Марина Николаевна и другие.

Особый интерес у школьников вызывают посещение различных театров города: Малый театр, РАМТ, театр им. Ермоловой, театр им. А.С.Пушкина, МАХТ им. А.М.Горького, Театра «Школа современной пьесы» и др.( подробный отчет об экскурсиях и театрах прилагается )

В школе по инициативе МО учителей русского языка и литературы постоянно проводятся литературные вечера и праздники. В этом году отмечался 200-летний юбилей со дня рождения М.Ю.Лермонтова, а также памятные даты, связанные с А.П.Чеховым и П.Ершовым. Учителя – филологи подготовили к каждому юбилею программу с учетом возрастных особенностей детей, провели конкурсы стихов, театральных постановок, литературного рисунка. Ряд урочных и внеурочных мероприятий для 5-11 классов проводился в форме интерактивных познавательных игр. В целом следует сказать, что учителя – предметники, работая в программе «Юбилейные даты» проводят большую духовно-нравственную работу, развивая у учащихся как интерес к предлагаемым проблемам, так и их творческие способности.

Большую роль в развитии духовно- нравственного воспитания учащихся играет школьный медиа-центр. В его рамках ребята могут развивать свои творческие способности, готовить различные школьные программы и праздники. Также здесь ведет работу школьный пресс-центр, который готовит репортажи о школьной жизни.

5. СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Вопросы сохранения здоровья учащихся являются предметом пристального внимания всего коллектива школы – предметом обсуждения на педагогических советах, административных совещаниях, родительских собраниях. В соответствии с программой «Здоровье» основной своей задачей педколлектив школы ставит:

-внедрение здоровье сберегающих технологий;

-формирование мотивации к здоровому образу жизни;

-организация спортивно-оздоровительной работы.

Образовательная деятельность направлена на совершенствование форм и функций организма, укрепление здоровья, развитие физических способностей, формирование и совершенствование необходимых в жизни двигательных умений и навыков, а также воспитание моральных и волевых качеств учащихся.

Особое внимание уделяется формированию у обучающихся понимания важности сохранения здоровья – залога успеха в дальнейшей жизни. Для решения этой задачи проводятся:

- анкетирование учащихся с целью выявления «вредных привычек»;

- организация и проведение встреч с наркологом и психологом с целью оказания психологической помощи обучающимся;

- проведение цикла бесед с юношами и девушками о гигиене и заболеваниях, передающихся половым путем;

- проведение конкурса плакатов о вреде никотина и алкоголя, наркомании;

- проведение классных часов «Вредные привычки» для учащихся 1-7 классов;

- проведение бесед о сохранении здоровья «Здоровому обществу – здоровое поколение».

Спортивно – оздоровительная работа осуществляется через уроки физической культуры и секционную работу. В школе работают следующие спортивные секции:

- мини – футбол;

- волейбол;

- баскетбол;

- шахматный клуб.

Уже не первый год в школе проходит День ЭКО-транспорта, который стал не только воспитательным, но и значимым социальным мероприятием. В разработке его программы и принимают участие различные учителя, совет школы. А сама акция объединяет учителей, учащихся, родителей, администрацию школы и жителей микрорайона.

Большим спортивным праздником стал День Спорта, проходивший в рамках фестиваля «Радуга». В этот день на переменах и после уроков работали различные спортивные площадки, проходили как командные, так и личные состязания. Учителя физкультуры ведут большую работу, прививая учащимся стремление вести здоровый образ жизни, добиваться победы и помогать людям. Школа сотрудничает с Центром параолимпийского спорта. Учащиеся 5-6 классов были гостями Центра, а спортсмены – параолимпийцы посещали школу в дни Фестиваля.

В течение всего года школа активно участвует в районных и окружных соревнованиях по разным видам спорта. Большую работу по подготовке школьной команды проводят учителя физической культуры Бурин А.Г. и Прокошина Е.Ю. Учащиеся школы не раз занимали призовые места в соревнованиях различного уровня.

В рамках внеклассной работы для учащихся проходят командные классные спортивные состязания, связанные со школьными праздниками, народными традициями: это командные эстафеты «Посвящение в пятиклассники», школьная военно-спортивная игра «Зарница», традиционные народные забавы к празднику Масленицы. Команда школы ежегодно принимает участие в мае в «Зарнице», которую проводит Управа «Перово».

В школе проходят соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», ставшие очень популярными среди учащихся начальной и средней ступени, а также среди ребят и родителей дошкольных отделений.

Физическая культура составляет важную часть оздоровительной работы и является мощным средством укрепления здоровья и правильного развития детей и подростков. В школе постоянно проводятся лекции и беседы с участием врачей Института гигиены и здоровья подростка на актуальные темы: «Твое здоровье и личная гигиена», «Твое здоровье и питание», «Твое здоровье и алкоголь», «Твое здоровье и наркотики». Школа сотрудничает с социальным некоммерческим фондом «Здоровая страна», миссией которого является профилактика и лечение алкоголизма, наркомании, лудомании и других заболеваний. На основе материалов книги Богданчикова В., Болдырева О., Сурайкина А. «Энциклопедия независимости» проведен цикл классных часов.

6. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Целью трудового воспитания в школе является:

совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда, вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками, необходимыми для их дальнейшей социализации.

Учащиеся школы привлекаются для общественно значимых дел. Это дежурство классов по школе и столовой, уборка классных комнат и других школьных помещений, участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы. В апреле школа принимает участие в акции «Мой школьный двор».

Ежегодно проводится летняя трудовая практика для учащихся старшей школы. С особым удовольствием дети ухаживают за животными и растениями в живом уголке (руководитель Кожевникова Н.А.)

Важным направлением трудового воспитания является профориентеционная работа. В этом году учащиеся 9-11 классов стали участниками городской программы, связанной с выбором профессии. Учащиеся школы посетили дни открытых дверей, различные мастер – классы, которые проводили высшие учебные заведения города. В следующем году работа будет продолжена.

7. САМОУПРАВЛЕНИЕ

Описание системы школьного самоуправления

Первый уровень – классное ученическое самоуправление;

- классные коллективы с 2-11 класс.

На этом уровне проходят:

- основные виды деятельности, адаптированные под возраст ребят (познавательная, трудовая, игровая, спортивная, художественно-эстетическая, патриотическая) – деятельность инициируется как классными руководителями на уровне классов, так и со стороны школы (общешкольная деятельность и мероприятия);

- вовлечение учащихся в органы классного самоуправления, выявление членов Ученического актива школы из числа активистов 8-11 классов;

- распределение обязанностей внутри класса, формирование совета класса – деятельность, осуществляемая на уровне класса;

- участие в общешкольных делах.

Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, школьный ученический совет (ШУС) «Радуга»;

- орган, состоящий из представителей 8-11 классов.

Этот уровень возможен благодаря:

- наличию активистов классов и их заинтересованности в общешкольных делах, как в 8-11 классах, так и ранее – ряд мероприятий проводился с привлечением других классов средней школы;

- активности педагогов в поддержке работы школьного ученического самоуправления, как классных руководителей, так и учителей-предметников, оказывающих помощь в различных мероприятиях школьного самоуправления.

Направлениями работы школьного ученического самоуправления являются культура и досуг, наука и образование, добровольчество и волонтерство, здравоохранение и спорт, СМИ.

Структура ШУС

Школьный ученический совет представляет собой группу учащихся 8-11 классов, которые добровольно участвуют в мероприятиях, инициированных как школой, так и ими самими. В школьном совете есть председатель, избираемый общешкольным голосованием. В 2014-2015 учебном году председателем ШУС была Арина Максимова, ученица 10 «А» класса. В совете есть шесть комитетов, у каждого из которых есть свой руководитель: это общественно-политический, культурно-массовый, спортивный, экологический, шефский и комитет печати и информации.

В течение этого года был абсолютно не задействован учебный комитет, который, как показала практика, не является необходимым в работе совета, так как учебная деятельность осуществляется и контролируется учителями и администрацией школы и поля для инициативы детей в этой области не наблюдается.

В течение этого года была предпринята попытка задействовать школьные комитеты классных сообществ для организации вертикальной работы самоуправления в школе. Для этого в течение года неоднократно собирались представители классов: старосты, руководители общественно-политических, экологических, шефских комитетов классов. Совместная деятельность показала, что ребята 5-7 классов, проявляя инициативу и участвуя в деятельности, не всегда могут долго сохранять мотивацию к этой деятельности и продолжать ее в течение года. Впрочем, это и не было задачей подобных собраний – главная цель, показать активистам поле для приложения сил, дать им понимание роли класса в общей структуре школьного самоуправления, была достигнута. Конечно же, в силу индивидуальных особенностей разные классы и их представители проявляли разную степень активности в данных мероприятиях.

Мероприятия, направленные на развитие ШУС

- в течение всего года работа ШУС подчинялась определенной системе, опеделенным правилам, по которым была организована внутришкольная работа:

  • был составлен план работы, который менялся и корректировался с возникновением новых задач,
  • на регулярной основе проводились сборы актива ученического самоуправления, при необходимости проводились дополнительные сборы, когда требовалась подготовка к каким-либо мероприятиям,
  • ШУС участвовал в организации и проведении мероприятий,
  • помимо собственных собраний, проводились совместные собрания с представителями классов: старостами, руководителями общественно-политических, экологических, шефских комитетов классов,
  • была проведена отчетная конференция ШУС для представителей активов классов
  • в течение всего года проводилась работа по руководству комитетами и осуществлению общего руководства советом,
  • происходило назначение ответственных за отдельные дела и мероприятия,
  • составлялись отзывы по проведенным мероприятиям для публикации на сайте и сообщении об итогах работы,
  • осуществлялась оценка активности участия классных коллективов в деятельности школы, был создан рейтинг активности классов,
  • был проведен мониторинг мнения обучающихся в классах,
  • проходило оценивание работы непосредственно ШУС, осуществлялась оценка и взаимооценка работы представителей совета.

- ШУС участвовал в окружных и районных мероприятиях (многочисленных конференциях, благотворительных сборах, фестивале),

- ШУС участвовал в делах школы (конференции (например, конференция «Экология и право», выставки и концерты, интеллектуальные состязания, спортивные мероприятия, конкурсы), причём представители ШУС были как организаторами, так и непосредственно участниками разнообразных мероприятий.

По итогам работы в течение года хотелось бы выделить тех классных руководителей, чья поддержка и помощь были особенно заметны в осуществлении деятельности как непосредственно ШУС, так и активов классных коллективов. Это Куртакова Т.В., Кулина Т.И., Кожевникова Н.В., Пчельникова М.В, Афанасьева Л.А. Безусловно, огромную помощь оказывала Московская Е.А., осуществляя организационную деятельность и взаимодействие с коллективом учителей, без которого деятельность ШУС не может быть осуществлена.

По итогам работы ШУС в 2014-2015 учебном году можно сделать вывод о перспективах работы ШУС на 2015-2016 учебный год.

Для привлечения большего количества учащихся к работе школьного самоуправления (не обязательно непосредственно в ШУС, а на уровне классов) необходимо:

1.усиление «вертикальных» структур школьного самоуправления – четкое деление на комитеты внутри классов, понимание и принятие ответственности представителями классных активов,

2.более глубокое и серьезное взаимодействие ШУС с активами классов, для реализации этой цели уже задуман проект совместного обучения активов,

3.организация интересных дел, в соответствии с пожеланиями детей, которые были озвучены ими в рамках мониторинга,

4.продолжение работы по сплочению ШУС и привлечению большего количества лидеров в её работу,

5.активизация классных коллективов на участие в школьных и городских мероприятиях,

6.активизация пропагандистскую работу деятельности органов ученического самоуправления посредством школьного сайта.

В целом, работа ШУС в 2014-2015 учебном году может быть оценена как удовлетворительная. Конечно же, как во всякой работе, есть те моменты, которые нуждаются в коррекции и развитии, что и запланировано сделать в ходе работы в 2015-2016 учебном году.

8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими.

Она не ограничивалась проведением родительских собраний. Школа видит свою цель, прежде всего в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Поэтому совместно с психологической службой школы был организован родительский лекторий по вопросам:

- проблемы адаптации к школе учащихся 1,5,10 классов

- проблемы подросткового возраста

- об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Школьные психологи проводили групповые (занятия с классом) и индивидуальные консультации для учащихся школы и их родителей.

В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют при посещении семей по просьбе классного руководителя).

Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей учителями-предметниками. В ноябре в школе проходит «День встречи» с родителями учащихся 5-11 классов. Два раза в год проходят встречи администрации школы с общешкольным родительским активом, на которых обсуждаются проблемы образования и воспитания будущего поколения.

Для закрепления сотрудничества семьи и школы проводятся внеклассные мероприятия с участием детей и родителей. Традиционными стали концерт ко Дню матери и проведение школьных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Активно участвовали родители и работе школьного Фестиваля предметного экологического творчества. Родители оказывают большую помощь классным руководителям в подготовке и проведении классных часов, праздников, экскурсий.

С целью укрепления семейных традиций и расширения пропаганды нравственных и семейных ценностей в школе в рамках городской программы была проведена недельная акция «Здоровая семья». В ее ходе прошли классные часы, круглые столы, конкурсы детских рисунков, направленные укрепление представлений детей о семье как о важнейшем социальном институте.

Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились встречи родителей и детей с инспекторами ОДН, социальным педагогом, администрацией школы. Успешно ведет работу Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности. Работа с «трудными» учащимися и их родителями приносит свои результаты: снижение количества конфликтных ситуаций, повышение результативности обучения, профориентационное определение школьников.

В разработанной «Концепции воспитания» работа с родителями и привлечение родителей к совместной работе в школе является одной из главных задач воспитательной работы школы. В школе создан и работает Управляющий совет, в состав которого входят представители родительской общественности. На его заседаниях обсуждаются и решаются все важнейшие вопросы и проблемы школы.

Одним из важнейших вопросов в работе школы - это возможность эффективного взаимодействия с родителями и включения их в образовательный процесс. Поэтому в течение года были проведены опросы родителей учащихся 1-11 классов по различным направлениям деятельности школьников. Мнение родителей учитывается при планировании деятельности школы, в том числе развитии дополнительного образования, введении школьной формы, проведении внеклассных мероприятий.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ.

В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2014-2015 учебный год, выполнены:

- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;

- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;

- проведенный среди учащихся школы мониторинг организации внеклассных мероприятий показал, что ученики школы в целом положительно оценивают проведенные мероприятия за прошедший учебный год; они с интересом участвуют в школьных делах и даже считают, что можно увеличить их число;

- наибольших успехов удалось добиться в развитии гражданско – патриотического, духовно – нравственного, спортивно – оздоровительного направлений в воспитанной деятельности школы за счет тесного сотрудничества классных руководителей с руководителями МО, активной деятельности школьного Совета самоуправления;

- для улучшения организации и проведения мероприятий в школе была введена система рейтингового оценивания деятельности классов, что, несомненно, добавило элемент соревнования в школьную жизнь и имело положительный эффект;

- воспитательная работа в школе помогает созданию здорового детского коллектива; тесное сотрудничество учителей и учеников способствует формированию хорошей атмосферы, основанной на доверии, понимании и коллективном творчестве.

Не смотря на спланированность воспитательной работы, не удается избежать и некоторых недостатков:

- по-прежнему не все направления воспитательной работы получили должное развитие;

- не все классные руководители готовы выступать в качестве организаторов мероприятий;

- активное привлечение к участию в мероприятиях одних и тех же учащихся привело к снижению их учебных результатов;

- не во всех классах работает система самоуправления;

- не все классы принимают участие в школьных делах, что говорит о их не высоком уровне вовлеченности в школьную жизнь;

- есть случаи нарушения школьной дисциплины, правил поведения учащихся со стороны ряда учеников школы, что говорит о недостаточном уровне их воспитанности и сознательности;

- не работает система мониторинга воспитательной работы.

Учителя и педагоги школы постоянно работают над совершенствованием воспитательного процесса. Закрепляются и развиваются традиции, созданные в школе, расширяются возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся через различные формы воспитательных мероприятий, систему дополнительного образования; совершенствуется деятельность органов самоуправления и соуправления; ведется методическая работа в педагогическом коллективе по совершенствованию воспитательной работы в школе.

Главной целью воспитательной работы на 2015-2016 учебный год по –прежнему является всестороннее развитие личности, а также создание условий для ее формирования.

Задачи на 2015-2016 учебный год:

- создание единого воспитательного пространства в условиях формирования и развития нового учебного комплекса ;

- развитие системы мониторинга воспитательной деятельности;

- продолжение работы по созданию условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитание любви к родной школе, отчему краю;

- продолжение работы по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

- формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

- повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления;

- формирование и развитие системы работы с родителями и общественностью, привлечение родителей к организации воспитательного процесса в школе;

- усилить работу с детьми «группы риска»;

- активно развивать работу по профориентации учащихся

- активизировать деятельность методического объединения классных руководителей; стимулировать работу классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий;

- совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах;

- создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;