Обсуждение фильма – это возможность не только узнать о специфике искусства кино, научиться быть зрителем, понимающим его язык. Это расширение представлений о времени, о жизни человека, о героях на все времена.
Несомненная удача фильма, видимо, идущая от книги-первоисточника - это образы мальчишек воспитанников специальной Школы имени Достоевского. Все разные, не прилизанные, не паиньки, они порой совершают и подлые поступки. Они обычные подростки с многолетним стажем беспризорности. Их интеллект и совесть не развиты, жизнь они видели в основном с изнаночной темной стороны. Но что-то крепкое и здоровое, похоже, глубоко сидит практически в каждом.
Одна из участниц просмотра так и сказала, «почти в каждом из беспризорников есть напускное, жестокое, распущенность, но спрятано и что-то хорошее. И директору этой школы Викниксору с его педагогами удаётся это хорошее в ребятах найти, вытащить наружу, показать им другой мир и другие отношения». Как же хорошо подмечено восьмиклассницей, как верно она уловила главное!
Просмотр фильма закончился аплодисментами! Фильм, который был снят более 60 лет назад, ребята смотрели с интересом! Примечательно, что это фильм о школе, отношениях учителей и учеников в далеких 20-х годах прошлого века, имеет заряд на все времена. В директоре школы Викниксоре, роль которого блестяще исполняет С. Юрский, в человеке, носящем чеховское пенсне, заключается ответ на те неизбывные вопросы, которые высекают создатели фильма из взрывчатого материала школьной жизни. В сущности, тема фильма - не буза, в которой выявляются талантливые натуры вчерашних беспризорников. Тема фильма - герой, человек XIX века, интеллигент и гуманист, попавший в обстановку содома и гоморры.
Рыцарское начало, которое играет в Викниксоре Сергей Юрский, отсылает нас еще и к образу Дон Кихота Ламанчского, этому Рыцарю печального образа - кто наивно, упрямо и благородно продолжает проповедовать разум и человечность в мире великой "бузы". А что остается делать? Именно то, что делает Викниксор, а его образом и авторы фильма: терпеливо и любовно открывать людей в этих буянящих, талантливых по-своему, несчастных детях ушедшего беспризорного времени... и любого другого! Но это уже тема для взрослого зрителя, свои размышления к нему адресует литературный критик Лев Анненский:
«…По сути, картина эта есть полное переосмысление книги. Там, где бурлила наивная, безудержная жизненная сила, там сегодня мы ищем соразмерность и благородство; мы исследуем на этом старом фоне новое интеллигентное сознание и пробуем меру его нравственного воздействия на этот взрывчатый материал. Новые времена - новые задачи. Они - бузили. Они взрывали под педагогами стулья, травили "халдеев" серным дымом, кидали им на головы табуретки. Это было их делом, и они делали его талантливо. А наше дело - задуматься над тем, чтобы выявление талантов не принимало столь воинственных форм. Каждому свое... Как сказал бы Викниксор, стaрый ценитель латыни: tempora mutantur..."- времена меняются.
Распад великой державы в 90-е, крах героической идеологии, вольный дух молодого поколения, готового бузить от избытка нерастраченной энергии. Сеть бебибоксов, куда родители сбывают новорожденных, которых не хотят знать...
Какую бузу ожидать от сегодняшних наследников? Что нам делать сейчас, когда все это уже случилось? Да то и делать, что всегда. Различать, где буза от яростного отчаяния, а где она - от избытка нерастраченных сил. Искать этим силам выход. Не поддаваться безнадежности.
И соответственно реагировать. На великий фильм, навсегда остающийся в нашей памяти. На книгу, без которой не было бы этого фильма. На неуходящую боль, без которой у нас нет нашей истории» - из статьи Льва Анненского.
#Школа2126Перово




